ПроДеток
http://pro-detok.info/forum/

Родителям первоклашек
http://pro-detok.info/forum/viewtopic.php?f=24&t=55
Страница 1 из 1

Автор:  leo_rina [ 02 окт 2010, 21:21 ]
Заголовок сообщения:  Родителям первоклашек

Итак, в ближайшем сентябре ваш ребенок торжественно отправится в первый класс. Вы уже определили его собственную готовность к этому, подготовились к столь важному событию сами, закупили все необходимое - от канцтоваров до парадной одежды...

Несомненно, это Первое сентября - праздничный день для всей вашей семьи. Но за Первым сентября наступит второе, третье, и так далее - для вашего потомка начнутся обычные школьные трудовые будни. Что ждет его именно в эти первые учебные годы? Как помочь маленькому ученику перейти от детсадовского уклада жизни к школьному? И вообще каковы особенности именно того периода, который называется "начальной школой"?

…В общем, особенности условий существования первоклассника не очень отличаются от детского сада: пока каждый во многом предоставлен сам себе. Класс в смысле общения однороден - начало будущих "группировок", как правило, закладывается где-то в начале второго класса, когда детишки присмотрятся друг к другу. Но что следует отметить именно в первом классе - то, что достаточно высока зависимость учеников от взрослого, а точнее - от учителя, бОльшая, чем в детском саду: в садике как минимум два воспитателя, а в первом классе школы ребенок находится под влиянием одного педагога, нередко буквально "замыкаясь" на этой личности. Сколько угодно примеров, когда первоклассник так и сыплет дома: "Анна Петровна сказала… Марья Ивановна велела…" и тому подобное. Поэтому здесь очень многое зависит от умения учителя, если хотите, не воспользоваться (пусть даже бессознательно) в своих интересах этой зависимостью, точнее, направить ее в нужное для обучения русло. А родителям стоит не вскипать бессмысленной ревностью, а попробовать хотя бы на этом примере формировать у ребенка здоровый скепсис (строго говоря, делать это лучше начать еще до школы): разумеется, не игнорировать и не высмеивать распоряжения учительницы, а предложить ребенку выполнять их не слепо, а рассуждая, - чего от него хотели в том или ином случае, какова была цель того или иного распоряжения.

Где-то в конце первого - в начале второго класса ребята начинают выделять среди одноклассников тех, с кем бы им хотелось дружить и общаться. Но пока дружба происходит по "территориальному признаку": не умея еще выделить себе друзей по интересам, по духу и увлечениям (в этом нет ничего страшного, это придет позже), детишки общаются наиболее тесно с тем, с кем рядом живут: они начинают бегать вместе в школу и домой (в общем это неплохо в первую очередь в смысле безопасности), иногда вместе делают уроки или просто ходят гулять в один и тот же двор. При этом поначалу как бы нет различий по половому признаку - девочка вполне может так дружить с соседом-мальчиком. А мальчик, соответственно - с девочкой. А вот где-то классу к третьему уже появляются первые признаки "великого противостояния полов" - которое остается в школе в общем-то класса до восьмого.

Еще одно новое (во многом) понятие в школе - это личная собственность. В общем, это понятие есть и в садике. Только там оно не очень акцентируется: шкафчики в саду не запираются, игрушки все общие (даже те, которые приносят дети в группу из дома, тоже на время пребывания в саду часто считаются доступными для всех, что по сути верно). А в школе у ребенка появляется свой портфель (с замком), но нет шкафчика. На этом фоне иногда проявляются особенности поведения, которые ошибочно расцениваются порой как детская клептомания: иной ребенок может в раздевалке заглянуть в карманы пальто другого ребенка или в его портфель, взять без спроса с чужой парты карандаш или ластик. Здесь, прежде чем клеймить ребенка или тащить его сразу к детскому психиатру, присмотритесь, что стоит за таким поведением? Возможно, это просто смесь из вседозволенности, предоставленной ему дома, и неумения различать свою и чужую собственность. Фактически это почва для развития не клептомании, а сознательного криминального поведения, но тем не менее скорректировать это поведение на ранней стадии гораздо проще. Вообще, понятие "собственность" тоже входит в подготовку к школе! И уж если совсем точно - то уважение как к чужой, так и к своей собственности начинается в семье.

Кстати, иногда первоклассник носит с собой в портфеле игрушки. Как к этому относиться? Спокойно. Если хотите, игрушка из дома - это "помощник" в адаптации ребенка к новым условиям (ребенок как бы носит с собой "часть своего дома"). И запрещать делать это - худший способ! Если пресекать это с позиции силы - таскание игрушки, только втайне, затянется класса до пятого, как и общая дезадаптация и инфантильность. Если же это не запрещать - возня с игрушкой, как правило, завершается ко 2-3 классу. Но если ребенок все равно продолжает совать в портфель любимого зайца, будучи уже "школьником со стажем" - это сигнал для родителей: присмотритесь, все ли у ребенка в порядке в школе, как он там живет, что у него за проблемы?

Еще одна повальная особенность начальной школы - страсть к обмену. Когда появляется табу на то, чтобы брать чужое, когда понятие частной и личной собственности становится одним из определяющих, у детей появляется желание повладеть желанной, но недоступной вещью хотя бы на время. А то и предложить взамен что-то из своего имущества. Но при этом еще неизвестно, что увлекает больше - азарт все-таки выклянчить понравившуюся вещицу или сам процесс обмена. В общем-то проблема стара как мир: еще у Марка Твена упоминалось, как мальчишки меняли какой-нибудь перочинный ножик на дохлую крысу и так далее. Суть явления, в общем-то, не изменилась, и вроде бы это дело самих детей, какие черепки на какие фантики они меняют - если это для них представляет ценность. Но в том-то и проблема, что в обмене зачастую участвуют обычные вещи, имеющие ценность денежную, и порой немалую… Понятно, что стоимость материальная и фактическая в глазах ребенка - вещи нередко разные. Вообще-то дети, как правило, при обмене думают не о наживе, а руководствуются своей системой ценностей. Но тем не менее родителям, отпрыск которых поменял, скажем, дорогие часы на переводную картинку, от этого не легче… Понятно, что полностью оградить детей от такого обмена, в том числе неравноценного материально, невозможно. Как быть?

- Все же не приобретать ребенку по возможности дорогих вещей, хотя бы до того времени, пока он не научится оценивать их реальную ценность. Покупать ребенку только те вещи, которые действительно нужны ему самому, которые ему удобны, для него функциональны и которые он сам себе даже выбрал! (Кстати, в примере про часы мальчик сменял дорогую вещь только потому, что часы ему достаточно сильно натирали руку. И он просто порадовался возможности от них избавиться - сколько бы они ни стоили. А перестать их носить он не мог, потому что мама настаивала на том, чтобы "сын учился ценить время" , но не поинтересовалась тем, удобно ли сыну носить часы…)

- Сообщите детям, что хоть у них появилась их личная собственность, но как говорится - "в долевом участии". Иными словами, - в ту вещь, которая стала твоей, все-таки вложен труд и твоих родителей (пока ты сам не зарабатываешь денег). И если ты решил что-то поменять, попробуй вначале - не получить у них разрешение, а хотя бы просто проконсультироваться относительно реальной цены этой вещи. Кстати, уважаемые родители, и вы пойдите иной раз ребенку навстречу: если он хочет получить взамен ценную для него вещь (которую к тому же нельзя купить, какую-нибудь находку, к примеру) - подумайте, может быть, и стоит разрешить обмен? А если предназначенное к обмену ваше имущество очень ценное в материальном плане - предложите ребенку что-то другое для обмена в качестве альтернативы.

- Также дайте понять ребенку, что гарантируя товарищу обмен, он тоже не вправе обеспечивать сделку только своим словом; и если он обещает, а родители не согласятся, то ему придется брать свое слово назад. И чтобы ему не прослыть обманщиком, не стоит давать слово там, где не все зависит от тебя (это касается и многих других ситуаций, не только обмена…)

- Признавайте при этом за ребенком право полностью и безоговорочно распоряжаться вещами, которые он нашел (если это не столь ценная потеря, что необходимо искать хозяина) или сделал сам. Этим добром он может меняться сколько угодно, и сам решать, на что именно.

- И последнее: не факт, что ваш ребенок именно отдаст в обмен дорогую вещь: он может ее и получить. А потом вам не избежать скандала с родителями "владельца" имущества - хоть вы как бы и не специально организовали этот обмен. Поэтому, конечно, не стоит обыскивать портфель ребенка (этого вообще не стоит делать никогда, если не хотите навсегда потерять доверие потомка), но если у сына или дочери появилась какая-то незнакомая вам вещица, поинтересуйтесь - откуда? И если вы провели с ребенком подготовку заранее, разговор на эту тему гарантированно пройдет не в тоне допроса, а в тоне заинтересованной беседы…

А главное - расскажите ребенку, что даже за самую дорогую вещь сложно купить дружбу - скорее таким образом он даст окружающим возможность тянуть с него все больше и больше, что может перерасти в открытый рэкет (разумеется, если ценную вещь у вашего ребенка не выменивают, а вымогают, это уже история другая. И здесь следует вмешаться уже более осмотрительно!) Вообще нередко дети именно с помощью раздачи дорогих вещей пытаются завоевать признание в классе, заинтересовать других детей своей персоной. Но понятно, что таким образом надолго влияния не приобрести. И если ваш ребенок пытается действовать в этом направлении - вам стоит обратить внимание на его проблемы в коллективе, на то место, которое он там занял и на его самооценку в принципе!

Автор:  Aurora [ 03 сен 2013, 19:37 ]
Заголовок сообщения:  Re: Родителям первоклашек

родителям первоклассников посвящается. заметка с полезностями
3 сентябрь 2013 г. в 0:23

Школьная"ПервоКлассная зарисовка". С полезностями. Без школьных ужастиков, ругалок и саркастических наблюдений. Практично для родителей первоклассников.Стояла на линейке у семиклассника Михи. Удивлялась взрослости "среднешкольников", наблюдала за взглядами пап, провожающих чуть прикрытые юбками выпуклости старшеклассниц, умилялась малышне с бантами, букетами и пока ясными глазенками...Во время линейки малыши - первоклассники срывались с места и бежали к родителям, отдавать букеты, с которыми так и не поняли что делать, или просто просились на руки. Кто-то искал глазами маму- папу, кто- то все время махал ручкой, привлекая внимание. Только несколько человек стояли "смирно" солдатиками. Будущие "ботаны" - сказал кто- то из пОдростков :-)После линейки малышей - первоклашек забирали домой - один из мальчиков в серьезной бабочке, с лентой- перевязью через плечо плакал - не хочу уходить!!! А мама его уговаривала - ты завтра честно еще пойдешь в школу. А Миха с одноклассниками ухмылялись в пробивающиеся усы.Глазела на волнующихся родителей, трогательных беззубиков- первоклашек и решила быстро писать Ребенковедческие советы, чтоб первая праздничная неделя не закончилась ежедневными слезами. (Потом войдет в главу "практического Ребенковедения")

(простите за опечатки и ошибки)

1. Признак физической- телесной готовности к школе - начало смены зубов. Вся школьная нагрузка - интеллектуальная, эмоциональная, усталости физической - ляжет на маленькое тельце. Если так сложилось, что у наших первоклашек зубки еще не начали меняться - прямо сейчас начинаем усиленно укреплять тело. Тем, во что верите - витаминами, гомеопатией, сбалансированным питанием, зарядкой, режимом... первая неделя школы - новая нагрузка - иммунитет часто не справляется.

2. Психолог, проводящий собеседование перед школой, задает малышу вопросы о мотивации.Мотивация бывает игровой (детка идёт в школу играть). И играет он по своим правилам. Если он устал от игры - все сидим за партой - он встает посреди урока и начинает бродить, говорить или кушать. Такой ребенок берет с собой в школу много игрушек. Мотивация ребенка может "дозреть", но первое время важно терпение и творческий потенциал родителей, чтобы ребенок не решил "выйти из игры".Мотивация социальная - ребенок идет в школу дружить. И он больше будет болтать и тусить. Ему важно помочь построить отношения, и такой ребенок может отказываться учиться, говоря - со мной никто не дружит.Мотивация достижений - я иду в школу за "12- тками". В первом классе оценок не ставят. И всегда учиться на 12 баллов невозможно. Такой малыш может, если мы не "дадим ему разрешение" быть разным, если мы позволим не оправдывать наши амбиции, превратиться в перфекциониста и невротика.Мотивация учебная - зрелая. Когда ребенок идет учиться :-) так тоже бывает.

3. Первые две недели малыш очень устает - новый режим, общее напряжение семьи, привыкание к новым отношениям, новая непривычная нагрузка - пожалуйста, заботьтесь о том, чтобы он мог выбегаться после школы или просто выспаться. Многие первоклашки становятся более эмоциональными, агрессивными и слезливыми первые школьные недели - это нормально.

4. Доли мозга, кот отвечают за удержание ребенка в одной позе, включаются в работу после 7 лет. Малыши не могут быть усидчивыми, не бегать на переменах, не проявлять активность. Если учителям не хватает знаний дать детям возможность разрядки, хотя бы не ругайте их за состояние "волчка" дома. Пусть после школы, если хотят, бегают, прыгают на батуте и проч

5. Только после 7 лет многие детки могут ощущать себя частью системы. Подчиняться ее правилам. Ощущают себя частью группы - мы - ученики, одноклассники, дети. Многие малыши не реагируют, пока к ним лично не обратятся - Машенька, открой тетрадь. Дома важно играть в школу, проигрывать с игрушками возможные ситуации. (Учителя часто рассказывают, что часть первоклашек на слова - дети, откройте книгу, не реагируют. Говоря - я не детя, я Саша).

6. Если ребенок - единственный ребенок в семье или он не был в садике - он не привык к шуму, постоянному присутствию других рядом, прикосновениям. Он может сильнее уставать и жаловаться на то, что его обижают (прикосновения других он может расценивать, как агрессию) - с таким деткой по- чаще нужно играть в контактные- телесные игры. он может после школі біть как чрезмерно активным, так и оень вялым.

7. Если учительница очень отличается по психотипу, эмоциональным реакциям, телосложению, громкости голоса от мамы и близких женщин - ребенок может ее бояться. Ребенку важно говорить - учительница говорит громко не потому, что сердится, а потому что хочет, чтоб ее все услышали. И дома важно играть в шумелки.

8. Для того, чтобы деткам облегчить адаптацию - лучше в первые недели сентября устраивать встречи деток-одноклассников в игровых центрах, пикниках, приглашать в гости. Чем быстрее они познакомятся, тем быстрее будут сосредотачиваться на учебе :-)

9. Каждый понедельник ребенка может быть сложнее "оторвать от себя" - это касается и малышей, кот адаптируются к садику. Называется это - синдром понедельника. После близости с родителями в выходные сложно идти в чужую среду. В утро понедельника - замедляем темп, расстаемся, обнимаясь, с собой ребенку даем частичку себя - браслет, значок, кулон.

10. В школе - чем раньше, тем лучше - делаем коллаж из фотографий мордашек деток, обрисовываем всем классом ладошки, вырезаем их или просто развешиваем по стенам. Когда ребенок приходит в класс и видит "себя", он сразу чувствует, что у него есть место и он "свой".

11. Мы должны точно знать, что ребенок знает, где школьный туалет, умеет им пользоваться, знает, как попроситься. Много школьных неврозов связано с туалетными сложностями. Если я трачу силы на то, чтобы что- то удержать, мне не до приема новой информации.

12. Многие чувствительные дети воспринимают мир "носом". (У таких деток, как правило есть напряжение в поджелудочной железе). Они не будут есть продукт, кот плохо для них пахнет, не смогут себя комфортно чувствовать в наполненной запахами столовой. Пожалуйста, предупреждайте учителей о том, какие продукты не ест ребенок. Давайте с собой воду, фрукты, помытую морковку и проч. Помните, что это не каприз ребенка.

13. Чем сильнее отвлекается обычно ребенок, тем ближе к учителю он должен сидеть. Чтоб была возможность прямого контакта глаз. Тем чаще нужно проветривать помещение.

14. Первые школьные недели вся семья задает вопрос - ну как?!О школе - либо хорошо, либо ничего :-) так же и в присутствии ребенка - об учителе. Если есть ситуация, в которой ребенку небезопасно - ребенок должен знать, что в мире вы за него всем открутите голову. Но дома - он свою воспитательную дозу получит.

15. Пожалуйста, будьте внимательны к изменениям в поведении ребенка. К сожалению, не все учителя адекватны. Психологическую травму получает в большей степени тот ребенок, кот наблюдает, как на его одноклассника учитель кричит или унижает. Слушайте, что ребенок рассказывает, во что играет.

16. Родителей первоклашек ждет еще одно испытание - перефокусировка авторитетности. Раньше детка слушалась и воспринимала как истинную информацию от папы и мамы - сейчас в речи ребенка появятся фразы - а Марья Ивановна сказала по- другому. Ты не прав :-)

17. В первом классе не должны задавать домашнее задание. Но если оно все же есть - с каждым днем сокращаем свое присутствии в делании уроков.

18. Книги, кот, в принципе, можно пайком подарить и учителям :-) Фабер "как говорить, чтобы дети учились", "как говорить, чтобы дети слушали". Монина "как преодолеть трудности в обучении детей". Кволс "воспитание без наказания". Гиппенрейтер "общаться с ребенком. Как?".Я когда - то рассылала методичку для учителей и родителей для общения с детками СДВГ и ММД - если нужно, могу повторить.

19. Для очень чувствительных, обидчивых деток, особенно, если из фамилии легко сделать "дразнилку" - для того, чтобы "сделать прививку" против обид - дома придумываем вместе разные прозвища, которые можно сделать из фамилии.

20. Для деток- негативистов, которые привыкли фиксировать внимание только на плохом - после школы задаем вопрос: "что было хорошего?". Если ребенку сложно - вначале начинают говорить взрослые.

Вечером можно поиграть в игру - что было за день плохого (сложного) и что было за день хорошего.

21. Желательно, в конце первой недели устроить домашний праздник.

22. Для профилактики болезней, усталости, сопротивления - 1 раз в три недели можно непедагогично с разрешения учителя прогулять школу. Чтобы ребенок мог сбить темп и чтобы его тело не включало режим "психосоматики".

23. Желательно первые 3 недели учебного года не нагружать ребенка дополнительными новыми кружками и секциями.

24. Деликатная тема. Возраст младших школьников относится к генитальной фазе развития по Фрейду. Это время усиления мастурбации (останавливаться на причинах тут не буду). Ребенок, переживающий разлуку с родителями, пытающийся почувствовать близость с ними, не знающий, как снять напряжение другим образом - может прикасаться, причем прилюдно, к своим интимным местечкам. 1. Мастурбация нормальна. 2. Стыдить, ругать, пугать ребенка нельзя. 3. Важно сказать, что к интимным частям тела мы не прикасаемся в общественных местах. 3. Важно следить за гигиеной. 4. Важно обеспечить ребенку разрядку напряжения другими способами. 5. Важно родителям гармонизировать свои сексуальные отношения. 6. Важно наполнить ребенка своим телесным теплом - в обниманиях, поцелуях и проч.

25. Что бы не происходило накануне в семье, с какой бы ноги не встало все семейство - ребенка важно проводить в хорошем настроении. Чем больше мы его наполним теплом, как витаминами, тем легче ему будет осваивать новые миры.

26. Несколько лет подряд я писала сынуМихе в школу письма (малышам их можно рисовать). На конверте было написано - вскрыть после 2- го урока. В письме - пару теплых слов. Это витамины любви, которые помогут детке оставаться с вами в контакте, даже без визуального контакта. Это наша возможность сказать - я с тобой :-)

Пусть школьные годы, хотя бы первый, принесут семье устойчивую радость :-)Простите за опечатки и ошибки - писала уже практически на метле, убегая из дома.

Светлана Ройз. детский-семейный психолог. мама семиклассника. друг детей и родителей :-)))
отсюда https://www.facebook.com/notes/%D1%81%D ... 2733880642

Автор:  Морковка [ 03 сен 2013, 20:04 ]
Заголовок сообщения:  Re: Родителям первоклашек

Aurora писал(а):
10. В школе - чем раньше, тем лучше - делаем коллаж из фотографий мордашек деток, обрисовываем всем классом ладошки, вырезаем их или просто развешиваем по стенам. Когда ребенок приходит в класс и видит "себя", он сразу чувствует, что у него есть место и он "свой".

О, это то, что наши вчера делали - солнышко из ладошек :sunny:

Автор:  Йолка [ 04 сен 2013, 13:42 ]
Заголовок сообщения:  Re: Родителям первоклашек

Наташа, спасибо! 26-й пункт очень понравился, опробую обязательно.

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 2 часа [ Летнее время ]
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/