Отечественные производители жалуются на дороговизну сырья, нехватку кадров и отсутствие господдержки
Необходимость школьной формы сейчас практически ни у кого не вызывает возражений. Но вот вопрос о том, какой она должна быть, из каких тканей шиться, каким нормам, в первую очередь по безопасности, соответствовать и кто ее должен производить вызывает много дискуссий среди производителей и чиновников, педагогов и родителей.
Вопросы вокруг школьной формы стали предметом обсуждения на круглом столе 25 мая «Производство одежды для школы в Украине: проблемы и перспективы».
На первый взгляд, потребность страны в миллионах комплектов школьной одежды должна стать «золотым дном» для украинской легкой промышленности. На деле же получается, что украинские производители изготавливают только 100 тысяч комплектов в год, все остальное - дешевый китайский и турецкий ширпотреб весьма сомнительного качества.
Главный козырь дешевого импорта – его цена. В Украине фактически нет крупных предприятий (за исключением ТМ «Юность»), которые бы производили школьную форму. Поэтому при всем качестве и оригинальных дизайнерских решениях небольших фабрик и цехов их продукция по карману далеко не всем украинским родителям. Одной из главных причин дороговизны отечественной формы директор ТПП «Аленс мода групп» Анатолий Коваль считает нехватку качественного и недорого сырья. По словам председателя Совета Национальной ассоциации товаропроизводителей при КМУ Валентины Изовит, фактически все сырье, которое используется для пошива формы, – импортное. При этом уже готовые китайские изделия стоят дешевле, чем сырье, которое Украина импортирует из Китая.
На проблеме фактического отсутствия контроля за качеством школьной формы на рынке акцентирует представитель ЗАО ШП «Юность» Оксана Асырбекова. В магазинах и особенно на рынках страны массово продается относительно дешевая, но некачественная синтетическая школьная форма, которая может быть опасна для здоровья детей. Если отечественного производителя еще контролируют, то для дешевого импорта неизвестного качества – милости просим! Как результат - выпускать качественную и при этом дешевую продукцию для многих украинских производителей становится непосильной задачей.
Еще одна проблема – «недоразвитость» этого рынка. «Школьная форма – сезонный товар, но чтобы удовлетворить огромный спрос в августе, производители делают заказ на ткани еще в ноябре», – рассказывает Оксана Асырбекова. А начинают шить продукцию как минимум в феврале. Продать свой товар производителям удается только в июле. Таким образом получаются «замороженные деньги» - производители идут на риск, изготавливая товар, но не имеют представления, какой спрос и на какую именно продукцию будет в следующем сезоне.
Директор предприятия «Велма» Михаил Акопов также обратил внимание на нехватку квалифицированных кадров и недостаточную подготовку будущих профессионалов в учебных заведениях.
Чтобы объединить усилия производителей школьной формы, на круглом столе было предложено создать профильную организацию, которая бы защищала их интересы в государственных органах. Но пока эти начинания пребывают на стадии планов и проектов.
источник