На первый взгляд, трудностей с распознаванием гиперактивности нет. Такой
ребенок задаёт следующий вопрос, не дослушав до конца ответ на предыдущий, перебивает, быстро переключает своё внимание с одного на другое, начинает делать что-то, но, быстро соскучившись, бросает на полдороге, перескакивает на второе или третье. Он будто разобран, раскручен, расторможен, из одного места бежит в другое, на половине дороги меняя галс, попутно кого-либо цепляет, бросает что-либо, теряет и совершенно, ну совершенно не может усидеть на месте. Давайте сразу оговоримся, систему, где, при первых проявлениях повышенной эмоциональности, ребёнку пихают Риталин или другие медикаменты-транквилизаторы, я считаю порочной. Не всем подобные средства нужны, и следует немало подумать и многое проверить перед тем, как принимать столь серьёзные решения.
В принципе, во многих случаях, гиперактивность можно уравновесить разумным контролем. Сразу оговорюсь, не во всех, иногда действительно нужны медикаменты, но решить это может только специалист, вместе с родителем, после длительного наблюдения и нескольких встреч, а не уставшая от детей тётка в детском саду или школе, которой надо, чтобы все: а) сидели, б) тихо.
Мы поговорим о первых мерах, так сказать, борьбы за ребёнка. Ведь он сам страдает от того, что не умеет контролировать свои порывы. Наша задача – помочь ему справляться с собой.
Гиперактивность может быть: Физиологическая, например, обусловленая изменением места жительства, школы, разводом родителей, смертью близкого родственника или домашнего животного. Подобный стресс может спровоцировать всплеск, и на некоторое время ребенок становится бешено активным. При адекватном поведении родителей, со временем, реакция стихает, и поведение приходит в норму.
Существует
врожденная гиперактивность, которая обусловлена следующими факторами: осложнения при родах и в ранний послеродовой период, травмами головы, наследственностью. Такого ребенка признают гиперактивным с детства: кажется, что он кричал всегда, на месте не сидит ни секунды, начинает много, но ничего не завершает.
К сожалению, иногда гиперактивность вызывается неразвитостью внимания у ребенка, его неумением сконцентрироваться и выразить свои мысли. В таком случае нужен особый подход, тактика по помощи. Важно не сделать из ребенка морального инвалида, изгоя, что, к сожалению, встречается достаточно часто.
Родителям, в которых гиперактивные сын или дочь не нужно замыкаться в себе, стесняться, а нужно обращаться к специалистам. Помогать маленькому человеку надо вместе - родителям, учителям, социальным работникам, врачам, психологам и психиатрам, в зависимости от глубины проблемы. Начать можно с семейного врача.
При обнаружении проблемы, стоит расширить круг помощи, поговорите с учителями, воспитателями, теми, кто общается с ребёнком каждый день. Пусть они тоже станут частью решения. Кроме этого, существуют группы поддержки, и центры помощи, встречи с социальными работниками и психологами.
• В действительности, поведение супер-активных детей - постоянный источник стресса для них самих, для их родителей, учителей и одноклассников. Но надо помнить, что такой ребенок никому не желает зла. Он бы с удовольствием всё делал так, как ему говорят, но проконтролировать свое поведение он не может.
• Любого ребенка, а гиперактивного особенно, нельзя критиковать в присутствии других детей. Это, кстати, называется психологическим насилием.
• Родители должны приучать такого ребенка доводить начатое дело до конца. В то же время помните о повышенной усталости своих чад. Поэтому позволяйте им отдохнуть, делайте перерывы, не заставляйте сидеть не вставая.
• Для таких детей обязателен режим во всем: занятиях, отдыхе, питании. Также они не могут нормально функционировать без активного движения. Обеспечьте ребенку занятия спортом, плаваньем, танцами т.п., чтобы он мог реализовать себя в движении.
Если на уроке в школе он уже не может усидеть, желательно выпустить его из класса на несколько минут отжаться или пробежаться с одного конца коридора в другой. Ничего страшного не случится, а ребенок сможет работать дальше. Такому решению чадо надо научить, ведь оно само не догадается, и именно в такой ситуации необходимо понимание и помощь учителя.
• Обсудите с врачами детский рацион, что включать в него, а что исключить. Дело в том, что гиперактивный ребенок обычно подвержен аллергиям, часто страдает расстройствами пищеварения, нарушениями функций желудочно-кишечного тракта.
• Ребенку, который еще не ходит в школу или в детсад, нужна психологически здоровая и счастливая мама. Ведь это человек, с которым «домашний» ребенок проводит почти всё свое время. Поэтому маме, чтобы оставаться спокойной и уравновешенной, нужно помнить и о своем отдыхе. Спите, когда ребёнок спит. Не перегружайте себя. Разговаривайте с ребенком сдержанно, спокойно, но настойчиво, если вы выражаете какую-то просьбу. Криком вы его не измените, а только сделаете хуже.
• Научите ребенка делать выводы из своего поведения и поведения других. Интересуйтесь его мнением, можно ли делать так или вот так. Если сделать так, то какова будет реакция окружающих, если иначе, то это хорошо или плохо и т.п. Ставя вопрос, подводите ребенка к определенным выводам, которые он должен делать сам. У гиперактивного ребенка вообще нет времени, чтобы подумать, почему так и как правильно вести себя в той или иной ситуации, поэтому дело родителей научить его данному процессу анализа своего поведения.
Избегайте категоричности и безаппеляционности - это всегда воспринимается отрицательно.
• Не забывайте подчеркивать его достижения, хвалить. Но не рассказывать, в общем, какой он или она прекрасные, а хвалить за то, что они сделали. Это выработает уверенность ребенка в своих силах. Не говорите: «Какой ты хороший», — скажите: «Как хорошо ты убрал комнату, как красиво ты сложила игрушки и так далее».
• Постарайтесь не перегружать ребёнка. Если это игра, выбирайте такую, где бы развивалось какое-то одно умение или навык - например, внимание. Завтра - другая игра, которая развивает мелкую моторику рук т.п. На определенный отрезок времени давайте только одну задачу, чтобы ребенок мог её закончить.
• По возможности избегайте скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на базаре и т.д. действует на ребенка слишком стимулирующее.
• Всенепременно ограничьте время, проводимое ребёнком перед экраном: телевизора, компьютера, ручных электронных игр и даже мобильного телефона.
• Постарайтесь научить сына или дочку делать вещи руками, вязание, макраме, выжигание, плотницкое дело, это помогает им структурировать мышление.
• Проследите за количеством сна, недосып негативно влияет на поведение и на умение концентрироваться.
• Перед сном сократите количество активной деятельности, можно перейти на «тихие игры»: собирать пазл, строить кубики, рисовать, читать.
• Не торопите и не дёргайте ребёнка, это его сбивает с ритма, он начинает путаться, постарайтесь планировать время с запасом.
Ну и самое главное – может быть, именно вашему школьнику тяжело учиться в тишине комнаты, а гораздо удобнее в салоне, где все носятся и шумят. Может быть, вашей дочке, чтобы успокоиться, нужно крепко обняться на несколько минут. А может быть, вашему сыну нужно посидеть тихонечко вместе с мамой после просыпания и только потом он сможет спокойно и весело начать день. Наблюдайте, наблюдайте непрерывно. Каждый ребёнок – особенный, у него свои привычки и черты характера, и если вы изучите их, вам будет гораздо общаться и понимать его, чтобы вместе радоваться, а при необходимости – помочь ему.
http://lady.obozrevatel.com/baby/trudny ... nok....htm